На мраморном обелиске, стоящем у ограды Верхнего сада Петергофа, высечены цифры: 29. Таково расстояние в километрах от Санкт-Петербурга до блестящей загородной резиденции русских императоров, а ныне всемирно известной "столицы фонтанов" - Петергофа.

Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад.

Перед каскадом и центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана "Самсон", а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу, который является планировочной осью север - юг. Канал - одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Его начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат.

Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф, но в 1735 году в центре ковша уже сооружался фонтан "Самсон", и прежнее использование канала стало затруднительным. Вдоль Морского канала Петр предполагал соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа.

Позже было решено сделать фонтаны в виде ваз. В 1854 - I860 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Сейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, наглядно демонстрируя неразрывную географическую и художественную связь приморской резиденции с водным пространством.

Канал делит Нижний парк, площадь которого 102 гектара, на две части, условно именуемые "западная" и "восточная". В восточной находятся дворец Монплезир, каскад "Шахматная гора" и "Римские" фонтаны, фонтаны "Пирамида", "Солнце", фонтаны шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны и "Клоши".

Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову.

Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы.

Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.

Петергоф знаменит не только своими фонтанами, но и большим количеством дворцов и музеев. Музеи находятся как на территории самого нижнего парка, так и за его чертой.

В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. В переводе с французского - "хижина пустынника". Парадное назначение Эрмитажа отразилось в тонком изяществе его внешнего вида. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.

На искусственной перемычке между Марлинским и Секторальными прудами расположен Дворец Марли. Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, а секторальные пруды составляют полукруг, разделенный на четыре сектора каменными трехарочными мостами. К созданию Марли и примыкающих к нему прудов приступили в 1719 - 1720 годах. Первоначально построенный одноэтажным, он, по распоряжению Петра, был повышен "на одно жилье", что придало его пропорциям удивительную уравновешенность.

Самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля - Большой дворец. Он занимает доминирующее положение в композиции парка и как бы венчает собой Большой каскад. Изящное здание в три этажа с галереями, со сверкающими позолотой куполов замыкающими его корпусами - "Церковным" и "Корпусом под гербом" - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров.

Существующий облик дворца создан в итоге строительства и перестроек, которые производились с перерывами в течение двух веков. Дворец Коттедж - основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Петербурга и Кронштадта.

Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом" стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVIII - первой трети XIX вв.

ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФА

Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли.

В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты.

Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.

Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.

Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет.

Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».

Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду.

Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.

После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.

Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

Источник - www.peterhof.ru.

Поделиться

Вернуться к списку